Сегодня расскажу про то, зачем мы вывели детей-сирот на театральные подмостки, на большую столичную сцену.
Собственно, самый первый раз — был идеей самих детей. Они попросили помочь им заработать на море. То есть понимали, что заработать смогут. Потому что театрализации, домашние концерты, выступления в госпиталях и домах престарелых — часть стандартного плана воспитательной работы в наших приютах. У нас есть чудесный художественный руководитель, которая всех без исключения ребят заразила вокалом и театром.
Конечно, детское желание заработать на поездку мы не обесцениваем, хотя оно вторично. Нам была важна сама возможность дать выступить на настоящей сцене детям из кризисных семей. Еще вчера они голодали, сбегали из дома, бродяжничали. А сегодня им стоя аплодирует зал! Но до аплодисментов на момент принятия решения было еще далеко. Предстояла огромная работа. Первый свой большой спектакль мы ставили в Доме-музее Булгакова, два следующих — в театре Et Cetera. Все три раза были аншлаг и триумф!
Но и аншлаг с триумфом, несмотря на всю их приятность, тоже вторичны. Первичны — дети.
Сценотерапия оказалась отличным средством для проработки глубоких душевных травм, борьбы с парализующим страхом, преодоления комплексов всех видов и мастей. Местами она творит настоящие чудеса.
Актерские занятия очень развивают эмоциональный интеллект, поскольку требуют от детей понимания и выражения различных эмоций. Ребята учатся лучше осознавать свои чувства и уважать чувства других людей. Адаптируются в сложных социальных ситуациях, налаживают межличностные отношения.
Участие в профессиональном спектакле для детей с низкой самооценкой — мощный инструмент самопринятия и самоуважения. Овации, цветы, похвала наставников помогают им почувствовать свою значимость и уникальность.
У многих наших воспитанников до театра была беда-беда с коммуникацией. Более успешные одноклассники их троллили, придумывали обидные клички, пренебрегали общением. Ребята закрылись в своей скорлупе и выходить наружу напрочь отказывались. Сцена помогла превозмочь стеснительность, репетиции научили выносливости, командная работа и взаимовыручка прокачали навыки общения. Дети стали уверенными и самодостаточными. А уверенность притягивает — теперь недостатка в друзьях у них нет.
Сцена полностью меняет мироощущение и понимание своего места в мире.
В Питере почти четверть века работает «Упсала-цирк». Он тоже начинался в 2000-е как социальный проект — «цирк для хулиганов». С ребятами прямо на улице занимались жонгляжом и моноциклом. Мне понравилось, как про свое детище говорят его основатели: «Цирк — это серьезно! Цирк — это заруба! Наша заруба — создавать возможности для раскрытия творческого потенциала, чтобы люди становились свободнее и счастливее».
Подмостки – это не менее серьезно, чем манеж. И тоже про счастье и свободу.